Массовый переход компаний и сотрудников на удаленку способствует ускоренному развитию финансовых сервисов онлайн. Минфин предлагает перевести в цифру большинство банковских и страховых услуг к середине 2021 года. Однако основные игроки уже давно инвестируют в это направление, внедряя онлайн-платформы. Главный риск - обеспечение системы безопасности, бюджет на которую может составлять 20% от всего проекта.
Минфин представил план мероприятий по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий. В нем указаны такие направления, как внедрение удаленной идентификации, обеспечение доступа финансовых организаций к актуальной информации о клиентах в электронном виде, цифровая ипотека и развитие финансовых платформ. Также упоминается включение механизма индивидуального инвестиционного счета в функционал финансовых платформ и расширение перечня пользователей финансовых платформ, включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Предусмотрено, что все работы по этим направлениям должны быть выполнены до середины 2021 года.
Цифровизация финансовых услуг - очень важна в наше время, отмечает директор территориального офиса Росбанка в Санкт-Петербурге Лариса Магеро. По ее словам, вектор здесь задают такие направления, как формирование экосистем, развитие цифровых продуктов, онлайн-ипотека и система быстрых платежей, объем которых значительно вырос с начала 2020 года.
Многое из того, о чем говорит Минфин, уже делается в последние годы, говорит председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. В частности, давно разрешено продавать онлайн полисы ОСАГО, в текущем году у страховых посредников появилось законодательное разрешение участвовать в продаже обязательных видов страхования через интернет. «Пандемия стала стимулом развития и внедрения решений, направленных на увеличение объема дистанционных продаж. Стали ускоренно развиваться сервисы, ориентированные на взаимоотношения между внутренними подразделениями компаний для ускорения продаж, организации урегулирования убытков, проведения расчетов с агентами и посредниками»,- указывает госпожа Якунина.
Большинство страховых услуг для частных лиц уже доступно онлайн, но инициатива Минфина позволит улучшить текущую ситуацию, будут закреплены сформировавшиеся практики и тиражированы сервисы, считает Владимир Храбрых, директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге. Так, например, страховщики уже развили функционал удаленной идентификации пользователей, однако смогут расширить покрытие, сформировать стандарты в части безопасности и процессов. Обеспечение доступа к актуальной информации, предусмотренное планом, позволит улучшить качество услуг: данные станут основой для более персонализированного подхода страховщиков к формированию тарифов и продуктовых предложений, добавляет господин Храбрых.
Лучше оставить отпечатки
В соответствии с планом Минфина удаленная идентификация будет базироваться на функционале Единой биометрической системы (ЕБС), которую участники уже активно внедряют в последнее время, и создании системы проверки сведений об абоненте по номеру мобильного телефона. Чтобы обеспечить доступ финансовых организаций к актуальной информации о клиентах в электронном виде, Минфин планирует закрепить правовые основы функционирования цифрового профиля, развить функционал Единого портала госуслуг, Единой системы идентификации и аутентификации, а также Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) при взаимодействии с финорганизациями.
«Сегодня банки проводят множество «боевых» тестов данной технологии. Используются и схемы биометрической идентификации, во многом схожие со схемами работы, например, каршерингов, а также и схемы взаимодействия с сотовыми операторами. Но все это лишь пилоты в ожидании изменения норм законодательства»,- рассказывает вице-президент, директор департамента digital банка «Открытие» Александр Пятигорский. Подход в виде создания единой системы хранения биометрических отпечатков применяется во всем мире и кажется оптимальным в российских реалиях, добавляет банкир.
«Клиент уже сейчас не хочет приходить в банк. Например, видеоидентификация в сочетании с аналогом собственноручной подписи облегчила бы открытие счета клиенту и его дальнейшее обслуживание»,- рассуждает госпожа Магеро. Она также считает, что обеспечение доступа к актуальной информации о клиентах позволит снизить риски банков при работе с кредитным портфелем и потенциально может упростить процедуру оценки клиента. В настоящее время ЕБС внедрена во всех 13 отделениях Росбанка в Санкт-Петербурге. Почти все петербургские офисы оснастил ЕБС банк «Открытие». Банк «Санкт-Петербург» также внедрил биометрию в большей части отделений.
Получение доступа к информации о клиенте - уникальная возможность сделать максимально кастомизированный продукт, то есть более выгодный и отвечающий интересам клиента, считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин. Страховая компания, рассчитывая тариф, исходит из «средних» показателей, и чем больше есть индивидуальной информации, тем больше доверия и понимания своего клиента, а как следствие - возможности снизить тариф.
Безопасность прежде всего
Основной вопрос при переходе на онлайн-взаимодействие - обеспечение безопасности, соглашаются участники рынка. Бюджет на построение качественной системы может составлять около 20% бюджета проекта, отмечает вице-президент банка «Александровский» Андрей Барановский. И в целом цифровизация требует значительного финансирования, а сроки окупаемости этих инвестиций составляют более десяти лет. Такое финансирование могут позволить себе только государственные и приближенные к государственным игроки, подчеркивает господин Барановский.
«Существующие и используемые сегодня системы кибербезопасности позволяют внедрять данные активности без страха как для банка, так и для клиента. Стоит обратить внимание, что в мировой практике мы будем не первыми, кто прошел этот путь»,- уверен господин Пятигорский.
Также актуальны вопросы доверия, качества реализации и качества продаж, продвижение услуг, добавляет господин Дубровин. Есть еще несколько серьезных вопросов к законодательной части, которые требуют обсуждения и доработок, добавляет госпожа Якунина. В частности, это касается проверки клиентов в рамках 115-ФЗ по ПОД /ФТ (противодействие легализации (отмыванию) доходов), а также возможности заключения неименных (на предъявителя) договоров страхования, по которым на момент заключения договора страхования идентификация клиента невозможна.
«Важным фактором продвижения онлайн-страхования и отсутствия в этой связи подписанных оригиналов договоров страхования станет судебная практика, которая будет принимать полисы, подписанные простой ЭЦП, и противодействовать мошенничеству в связи с возможным полным отказом от БСО (бланков строгой отчетности)»,- считает госпожа Якунина.
По словам госпожи Магеро, есть ряд нюансов при проведения сделок с недвижимостью онлайн. Сейчас, согласно законодательству, открытие счета может проходить только при личном присутствии клиента. В период пандемии порядок открытия банковского счета физического лица был временно упрощен на основании информационного письма Центрального Банка РФ от 10.04.2020 № ИН-014-12/62. Благодаря этому появилась возможность осуществления онлайн-сделок.
Могут возникнуть сложности в области технического обеспечения и синхронизации действий игроков, предупреждает господин Храбрых. Так, например, необходимо обеспечить защищенность инфраструктуры по обмену данными, а также достаточный уровень ее технологических возможностей (пропускную способность, скорость операций). В период пандемии онлайн-сегмент страхования подвергся стресс-тесту - компании с развитым онлайн-сегментом старались обеспечить бесперебойную работу сервисов, добавляет господин Храбрых.
Внедрение предложенных Минфином онлайн-решений может существенно помочь развитию всего финансового рынка, соглашаются участники. Для страховщиков это означает рост продаж в средних и небольших городах, расширение линейки страховых продуктов, минимизацию стоимости посреднических услуг, отмечает господин Дубровин. На данный момент более 80% страховых услуг реализуется через посредников и этот канал достаточно дорогой, подчеркивает он.
Финансовые услуги станут доступнее, ими смогут воспользоваться все категории граждан, а финансовые институты получат более подробную и актуальную информацию о своих клиентах, добавляет господин Барановский. Это будет способствовать снижению рисков, а как следствие - издержек, что в итоге скажется на снижении стоимости банковских услуг для населения.
Любовь ВИКТОРОВА
Вся пресса за 8 декабря 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Маркетинг, Кризис и страхование, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|